Преимущества общения знаками для ребенка

Представьте себе, что вы вдруг разучились говорить и не можете ничего сказать. Вам бы казалось, что вы изолированы от всего мира. Дети очень часто оказываются в такой ситуации, и именно поэтому так часто плачут — это единственный способ сказать о том, что они в чем-то нуждаются. Более чем двухдесятилетние исследования показали, что эту проблему можно решить. Это и происходит в тех семьях, где пользуются для обучения знаками.

Преимущество первое: делают семейную жизнь легче и избавляют от ненужных слез

Знаки сближают вас и избавляют ребенка от необходимости плакать или кричать, чтобы выразить свои нужды. В истории с Софией мы видели, как знаки помогли не умеющему говорить ребенку объяснить своей матери, что она чувствует и чего хочет. Но еще с их помощью родители могут узнать, о чем думает их малыш, и это заметно облегчает взаимопонимание. В следующей истории знаки превратили бессонную ночь отца и сына в незабываемый момент жизни — задолго до того, как сын научился говорить.

Тринадцатимесячный Брюс часто просыпался ночью, не давая покоя родителям. Однажды под утро, перед самым рассветом, он начал плакать. Плач услышала Карен, его мать, и растолкала мужа. «Норм, твоя очередь», — сонно прошептала она. Немного поворчав, тот встал и пошел усмирять Брюса, что было отнюдь не легким делом.
Обнаружив, что разошедшийся малыш вряд ли заснет, Норм взял его на руки и пошел на веранду. Усевшись в кресло-качалку, он стал покачиваться, держа сына на руках. Норм злился, что ему пришлось встать в полшестого утра. Но тут маленький Брюс увидел, как на горизонте показалось солнце. Еще всхлипывая, поднял свое заплаканное лицо к отцу и сжал и разжал пальцы, показывая знак «свет». Сердце отца дрогнуло, и он крепко прижал ребенка к себе: «Все правильно, сынок. Солнышко встает и зажигает для нас свет». Норм до сих пор помнит это, как самый трогательный эпизод общения с сыном.


Давайте порассуждаем о том, что произошло с Брюсом. Ребенку удалось без слов выразить свои чувства, и его быстро поняли. Общение на таком высоком уровне помогло снять напряжение и избежать обид с обеих сторон. В результате отношения стали более близкими и взаимопонимание между родителями и детьми улучшилось. Всем известно, что там, где есть взаимопонимание, привязанность становится глубже. А между родителями и детьми, в конечном счете, приводит к прочной и крепкой любви.
Наши исследования показали, что в тех семьях, где люди успешно пользуются знаками для общения с еще неумеющими говорить малышами, дети гораздо меньше плачут и капризничают. Недостаток общения в период от года до трех лет часто становится причиной того, что «капризы двухлеток» не дают покоя родителям. Когда дети могут рассказать о том, чего они хотят, причин для плача или капризов становится меньше. Именно поэтому мы считаем, что наше исследование делает жизнь семей легче и укрепляет связь между детьми и родителями, бабушками и дедушками, остальными родственниками и воспитателями.

Преимущество второе — помогают узнать какой умный ваш ребенок
Невозможность общения с еще не говорящими детьми приводит не только к непониманию причин плача и капризов, но также и к тому, что родители ошибочно считают, что их ребенок не задумывается о том, что его окружает. Как мы отмечали в нашей книге «Мышление детей», потрясающие способности к познанию дети проявляют с самого рождения. К девяти-двенадцати месяцам дети просто переполнены желанием поговорить о том, что они видят, но вынуждены ждать до полутора-двух лет, когда смогут это сделать.


знак — «еда» (пальцы у рта) позволяет Соне «сказать» родителям, что она голодна


Родители, которые начинают общаться с детьми с помощью знаков, просто потрясены наблюдательностью, сообразительностью и памятью своего ребенка.
Три истории из жизни, рассказанные нами, очень хороший пример этого. София, Дженифер и Брюс, не умея говорить, прекрасно знали, что хотели сказать, и сделали это знаками. И те, кто их окружал, легко в этом убедились. В добавление к этому, София не только смогла поведать о плохом самочувствии, но и дала понять матери, что хочет любимую куклу. Дженифер продемонстрировала прекрасное знание мира животных. А Брюс сумел найти путь к сердцу отца, когда тот был сердит и раздражен. Родители этих детей, в отличие от других, с легкостью поняли, в чем малыши нуждаются в данный момент. Они получили доступ в детский мир и поняли главное: их малыши живут полноценной жизнью.

Преимущество третье: помогают ребенку быстрее заговорить
Вы уже поняли, как знаки помогают «уменьшить количество слез». Но другое важное следствие использования этих знаков, возможно, вас удивит: дети, знакомые с ними, на самом деле быстрее учатся говорить, и у них больше словарный запас.
По данным одного нашего исследования те дети, которые пользовались знаками, знают к двум годам примерно на пятьдесят слов больше, чем их сверстники. И это преимущество впоследствии не исчезает. К трехлетнему возрасту словарь наших детей такой же, как у четырехлетних, не пользовавшихся знаками. Почему так получается?



Соня показывает знак «крекер» (постучать ладонью о локоть)


Мозг новорожденного состоит из 100-200 биллионов мозговых клеточек. Но между ними нет триллионов и триллионов связей, с помощью которых мозг дает нам возможность мыслить, видеть взаимосвязь предметов и понятий, запоминать и уметь говорить. А как появляются эти связи? Это в основном зависит от количества информации, которую получает ребенок. Чем больше знаков о предметах, событиях и проблемах, тем больше и создается связей, которые постепенно все более усложняются.
Каждый раз, когда ребенок использует знак, чтобы добиться какой-то определенной цели, и достигает этого, его мозг функционирует активнее, создается больше связей, а следовательно, и структура языка становится понятней. И этот взаимосвязанный цикл помогает детям шаг за шагом осваивать ее. У тех, кто не пользуется знаками, эта способность мозга к созданию связей вынуждена «ждать» того момента, пока ребенок не научится произносить слова, — естественно, на это нужно несколько месяцев. Например, те дети, которые используют знак «собака», быстрее разбираются в том; что одно и то же понятие может обозначать целый класс предметов: и ротвейлер, и болонка — собаки, но такие при этом внешне разные. И точно так же дело обстоит с кошками. Более того, есть внешне (размерами, окраской и длиной шерсти) похожие друг на друга кошки и собаки, хотя это разные понятия. Другими словами, осознание таких отличий продвигает ребенка вперед к овладению языком.
Некоторые родители и родственники беспокоятся: не тормозят ли знаки развитие речи, заменяя детям слова? Опыт Софии, Дженифер и Брюса убеждает нас в том, что это совсем не так. Знаки позволяли им вести диалог, что быстрее формирует способность говорить, а не наоборот. После почти двадцатилетних исследований мы имеем право заявить: использование знаков ведет не только к способности общаться до того, как ребенок начинает говорить, но так же делает для него процесс освоения языка гораздо более легким и быстрым.

Преимущество четвертое: толчок для интеллектуального и эмоционального развития
Раннее овладение речью — лишь одно из преимуществ использования знаков. Наши исследования показали, что они оказывают большое и стойкое влияние на развитие мозга. Дети, пользовавшиеся знаками, не только быстрее начинают говорить и имеют более богатый словарный запас, чем их сверстники. Они также имеют впечатляющее преимущество в развивающих играх и тестах на память. Мы задумались, каким образом использование знаков влияет на это.
Для наших исследований в Национальном институте детского здоровья мы отобрали те семьи, которые обучились знакам и убедились в их положительном эффекте. Были составлены группы из восьмилетних детей из таких семей и их сверстников, которые не пользовались знаками. Они выполнили классический тест для определения коэффициента умственного развития. Результаты были ошеломляющими. Дети нашей группы показали результат примерно на 12 пунктов выше, чем их ровесники. В сумме это составило 114 баллов, тогда как у их сверстников всего 102. (Средний показатель для этой возрастной группы составляет 100 баллов.) Мы учитывали благосостояние семей, образование родителей и другие показатели, влияющие на коэффициент. Что это значит? Что наши восьмилетние дети по умственному развитию обгоняют даже девятилетних!
Каким образом достигается такой длительный эффект? Во-первых, мы считаем, что раннее овладение разговорным языком помогает детям в начальной школе лучше усваивать материал, понимать его глубже и формировать более точные вопросы, если им что-то не понятно. К тому же мы наблюдаем среди тех детей, которые пользовались знаками, любовь к чтению, поскольку они имели возможность с раннего детства активно оперировать довольно сложными понятиями.
С эмоциональной стороны, в результате возможности общения с момента, как возникла в этом потребность, мы считаем, что у таких детей развивается уверенность в себе — «могу и делаю». Это подтверждается не только нашими наблюдениями, но и рассказами родителей о том, как малыши гордятся собой, когда им удается выразить знаками то, что они хотят. При этом раньше, чем могут осознать, они становятся полноценными членами семьи. Их интересы и потребности имеют значение для остальных и не остаются без внимания. Участие не очень активное, но с этих пор они уже не чувствуют себя такими одинокими и беспомощными.



Cоня рассказывает, что она увидела в книге — знак «лягушка» (высунуть язык)




Главные преимущества, которые дает использование знаков:

• Меньше поводов для слез, дети ближе к вам

• Дети могут высказать свои желания и приоткрыть свой мир для вас

• Полноценное общение между детьми и родителями, взаимопонимание

• Выявляются умственные способности ребенка, открываются его мысли

• Ребенок начинает раньше говорить и приобретает богатый словарный запас

• Положительная основа для будущего эмоционального развития ребенка, обусловленная возможностью свободно выражать свои чувства

• Толчок для интеллектуального развития, в результате которого повышается коэффициент умственного развития в начальной школе

• Уверенность детей в себе и своих силах


Этот знак - "капли в нос" Соня придумала сама, когда у нее был насморк. Теперь она использует его также для обозначения всех лекарств, которые не хочется, но надо принимать.


На самом деле, гордость и уверенность в себе, которые возникают из возможности быть услышанным и понятым в раннем детстве, имеют очень важное и длительное значение для эмоционального развития человека. Последние научные исследования подтверждают все больше и больше первостепенное значение эмоционального состояния ребенка в первые три года для всей последующей жизни. (Это тема нашей третьей книги — «Детские сердца»). Именно в этот период дети осознают, что можно ждать от мира и как окружающие относятся к ним. Значение возможности общаться и уметь выражать свои потребности, радости и страхи в течение этих трех критических лет трудно переоценить. Именно поэтому мы считаем, что значение языка знаков для эмоционального развития ребенка даже больше, чем для интеллектуального. В любом случае, длительный положительный эффект владения языком знаков, который мы обнаружили, говорит в их пользу. Совершенно очевидно, что опыт общения знаками помогает мозгу ребенка работать интенсивнее задолго до того, как малыш научится говорить, заранее подготавливая основу для запоминания огромного количества слов.

Так же легко, как помахать на прощание рукой
Цель нашей книги — помочь вам и вашему ребенку освоить язык знаков, для того чтобы, как многие тысячи семей, вы могли радоваться общению и иметь все те преимущества, которые мы описали. Точно так же, как София, Дженифер и Брюс, ваш ребенок выучит простые знаки для обозначения предметов, действий или выражения своих чувств и потребностей. С помощью жестов, которые легко освоят детские пальчики, общение между вами будет полноценным в течение трудного периода от девяти до тридцати месяцев, когда ваш ребенок испытывает в этом потребность, но еще не умеет говорить. С увеличением количества освоенных знаков вы сможете «говорить» с ребенком о множестве вещей, которые попадают в его поле зрения.
Почему мы так уверены, что вашему малышу это по силам? Ответ очень прост — потому что за больше чем два десятилетия наших исследований мы не встретили ни одного ребенка, который бы их не освоил! Значит, у вашего тоже получится!
Вспомните о том, что все дети делают ручкой «до свидания» или кивают головой. Или с легкостью делают пальцами «козу», «паука», показывают руками, какое круглое солнышко.
Эти жесты такие же простые, как те знаки, которыми пользовались София, Дженифер и Брюс. И дети с легкостью осваивают их, потому что это совпадает с желанием участвовать в жизни семьи и общаться с вами. В этой книге мы научим вас, как помочь им это сделать, чтобы появилось надежное средство связи между вами. Помахать ручкой на прощание — первый знак, который осваивает ребенок, но ему нужны и другие.

Превратите это в игру, а не в учебу
Вы когда-нибудь видели, чтобы родители долго и нудно объясняли ребенку, как делать ручкой «до свидания». Наверное, нет. Просто потому, что это не делается серьезно. Никто никогда не слышал, чтобы мать говорила: «Все, сейчас четыре часа дня, пора учить ребенка махать на прощание ручкой». Наоборот, родители делают это в шутку, превращая это занятие в развлечение для всей семьи. Не нужно никакого определенного времени для этого, никаких учебных материалов. Нужно просто показать малышу, как это делать, быть терпеливым и побольше улыбаться.
Точно так же дело обстоит и с остальными знаками. Неважно, какому вы его сейчас учите. Вы должны делать это точно так же: показать ему знак, иметь терпение и побольше улыбаться. Мы научим вас специальным приемам и методам в нашей книге, чтобы облегчить для вас этот процесс. Вам не придется закупать необходимые подсобные материалы, составлять планы уроков и уделять занятиям массу времени.
Наоборот, знаки должны быть частью игр, в которые вы играете с малышом в течение дня. Очень многому можно научить во время приема пищи (например, еще), некоторым лучше учить на прогулке (например, нюхать цветы), а обозначения животных лучше всего осваиваются прямо в зоопарке, или когда вы вместе рассматриваете рисунки. Вы быстро поймете, когда удобнее всего этим заниматься, и это сделает ваше общение с ребенком еще более интересным и радостным.
 


© 2002 by Linda Acredolo and Susan Goodwyn
Перевод с английского Д.М. Курмангалиева по изданию: Baby signs (How to talk with your baby before your baby can talk by Linda Acredolo, Ph.D., and Susan Goodwyn, Ph.D., with Doug Abrams. — USA% "Contemporary books", 2002.
Сайт управляется системой uCoz