Как выучить знаки

Режим дня и обучение знакам
Одним из самых эффективных способов помочь ребенку освоить знаки, является включение этого процесса в повседневную жизнь. И сделать это гораздо легче, чем вы думаете. Она включает в себя много важных занятий (прием пищи, переодевание, возня с домашними любимцами, купание, укладывание спать), интересных наглядных пособий (картинки в книгах, рисунки на обоях, детские телевизионные программы), прогулки (в магазин, в парк, в зоопарк). А сколько вокруг него близких людей — мама, папа, возможно, брат или сестра. Все это дает прекрасные возможности для естественного овладения знаками. Остановимся на этом подробнее. Мы попытались составить приблизительный режим дня с обучением ребенка знакам.

• 7:00. Пока вы переодеваете ребенка после сна,
покажите ему животных на картинках, развешенных на стенах или нарисованных на обоях. Назовите их, делая при этом соответствующий знак.

• 7:30. Пока кормите ребенка завтраком,
поднесите большой палец ко рту, показывая знак «пить», говоря ему об этом. Дайте ребенку попить из чашки. Поднесите ко рту пальцы, делая знак «есть», и, говоря об этом, накормите его кашей. Если на его тарелке и чашке нарисованы цветы или животные, делайте знаки, произнося слова и показывая ему картинки на посуде. Если ребенок попросит добавки, не забудьте спросить в ответ знаком «еще».

• 10:00. На прогулке в парке
обращайте внимание ребенка на птичек, цветы или качели, делая при этом знаки и громко произнося слова.

• 11:00. Если вы даете ребенку перекусить
крекерами в форме зверюшек, показывайте ему фигурки, делая знаки и называя словами.

• 12:00. Готовя на плите,
покажите огонь, подуйте и скажите: «Горячо». Или подуйте на горячий кофе в чашке, от которого поднимается пар, и скажите: «Горячо».

• 13:00. Укладывая ребенка на тихий час,
положите голову на руки и скажите: «Спать».

• 16:00. Если зазвонит телефон,
спросите: «Это телефон?», поднося руку к уху.

• 17:00. Когда ребенок закончит полдник,
сделайте знак «все» и произнесите это слово.

• 18:30. Если ваш ребенок упал на прогулке,
успокойте его и спросите: «Ты ушибся?», делая соответствующий знак.

• 19:00. Перед сном спросите ребенка,
хочет ли он почитать книжку, складывая и разворачивая ладони (знак «книга»), и когда будете смотреть картинки, делайте соответствующие знаки. А также когда будете умывать или купать ребенка перед сном, не забудьте об этом.

• 19:30. Укладывая ребенка в постель,
сделайте знак «любовь», шепча на ушко самое важное для него слово.

Прогресс вашего ребенка
Вы наверняка заметите, как ваш ребенок постепенно увлекается этим новым для себя способом общения. Сначала вы увидите, что он начинает обращать все больше внимания на ваши знаки. Можно себе представить, какими забавными мы кажемся своим детям на этой стадии, бесконечно что-то нюхая, высовывая языки и трогая себя пальцами то за рот, то за нос, то за ухо. Естественно, все это заинтересует его и привлечет внимание к новым «словам», которые вы при этом все время произносите. Вы даже заметите, как ребенок будет специально давать вам игрушки или книжки, как бы ожидая от вас знаков в ответ. Такое поведение говорит о том, что он понимает, в чем дело. Значит, первым успехом можно считать момент, когда он начинает наблюдать за вами.
Но следите также, правильно ли он при этом понимает смысл ваших знаков. Если делая знак «собака», видите, что он несет вам такую игрушку, все в порядке — вы поняли правильно.
Конечно, самым явным свидетельством прогресса вашего ребенка станет момент, когда он попробует повторить ваши знаки. Восторг родителей при этом первом «разговоре» не поддается описанию. Неважно, если первые попытки будут не очень удачными, все равно хвалите и восхищайтесь своим ребенком. Вспомните — ведь и первые произносимые слова детей сильно отличаются от того, что им говорят взрослые. Очень часто они вначале выговаривают только первые слоги слов. Дети очень при этом стараются, но не так-то легко заставить заработать весь сложный комплекс, который задействован в этом процессе. Но родители при этом все равно радуются и поддерживают своих детей. Ребенок говорит: «Бака», а ему в ответ: «Правильно, милый, это собака!» То же самое происходит, когда дети начинают осваивать знаки.
Например, возьмем случай с семьей Диллона, которые разучивали знак «утка». Как мы предлагали, его родители показывали, как она открывает клюв — «кря-кря», с помощью большого пальца (снизу) и остальные, собранных вместе (вверху). И хотя они открывали ладонь с прямыми пальцами, Диллон упорно закруглял их, открывая и закрывая ладошку. Или Карен и ее знак «лягушка». Она не могла далеко высунуть свой язык, как делали это родители, и помогала себе пальцами. Но при этом родители прекрасно понимали, что хотят сказать дети. Они реально оценивали их прогресс и заслуженно хвалили. А если бы Диллон и Карен вообще делали что-то не похожее на знаки их родителей? Ничего страшного в этом бы не было. Помните, что целью является общение, а не правильное исполнение.

Различия между детьми
Все родители хотели бы знать, сколько времени у детей уходит на хорошее усваивание знаков. Дни? Недели? Месяцы? Мы наблюдали случаи, к которым подходили все эти сроки. Как мы уже обсуждали в разделе «Когда начинать пользоваться детскими знаками», скорость обучения зависит от нескольких факторов: возраста, времени, когда ребенок начинает наблюдать за вашими знаками, степени его заинтересованности, созрел ли он до желания давать названия предметам, и даже не больше ли ему нравится прыгать с книжных полок, чем читать книги. Здесь очень важно, чтобы родители сумели сделать это естественной частью разговоров с детьми, чтобы когда ребенок почувствует в них потребность, он уже был с ними знаком.

Развитие каждого ребенка индивидуально
Вопрос:
Почему ребенок моей сестры: выучил знаки быстрее, чем мой ? Я занималось со своим четырнадцатимесячным сыном уже два месяца, и никаких успехов. А двенадцатимесячный малыш уже освоил шесть знаков и произносит четыре слова. Что происходит с развитием моего ребенка!
Ответ:
Ничего, просто скорее всего приоритеты вашего ребенка лежат в другой области. Помните, что у каждого малыша свои интересы, мотивации и время развития. Наши исследования показали, что возрастные различия между осваиванием разными детьми знаков и слов так же велики, как разнообразны знаки и слова, которые они выбирают первыми. Некоторые легко осваивают и пользуются знаками, но при этом начинают позже говорить. Другие делают это одновременно. А третьи настолько быстро выучивают слова, что знаки для них уже не представляют интереса. Некоторые Очень долго осваивают и то, и другое. Единственный вывод, который мы из всего этого многообразия сделали, это то, что очень важно иметь терпение и учитывать индивидуальные склонности и особенности каждого ребенка.

Учитывайте возраст ребенка.
Возраст вашего ребенка больше всего влияет на то, как долго он будет осваивать знаки. Чем раньше вы начнете, тем дольше вам придется ждать результатов. Чтобы понять это, вернитесь мысленно в то время, когда ваш ребенок учился хватательному движению. Чем меньше он был (скажем, в два-три месяца), тем труднее ему было сфокусировать взгляд на погремушке, и он все время промахивался, пытаясь ее достать. Вы помогали ему в этом. Но, когда ему стало месяцев пять или шесть, он с легкостью стал это проделывать.
Некоторые родители удивляются, что детям трудно совершать такое на первый взгляд простое действие. На самом деле, для этого должно быть уже много вспомогательных навыков. Точно так же дело обстоит и со знаками. Чем младше ваш ребенок, тем труднее ему будет задействовать одновременно память, моторику и концентрацию внимания, для того чтобы усвоить и повторить первые простые знаки. Вот почему дети, которые позже начинают с ними знакомится, быстрее осваивают их. Но абсолютно неважно, когда это происходит. Стоит ему усвоить самый первый простой знак, и он уже на верном пути к общению с вами.
Думая об этом, многие родители могут подумать: «Почему бы тогда немного не подождать?» Ответ прост. Стоит ли упускать столько времени, в течение которого вы могли бы общаться с вашим ребенком более тесно, готовя почву для будущих «бесед»? И еще одна важная причина, по которой не следует надолго откладывать обучение. Помните, мы говорили, что наши исследования доказали, что знаки помогают детям не только раньше заговорить, но и иметь более богатый словарный запас? Стоит ли лишать вашего ребенка таких преимуществ в будущем?

Помните, что каждый ребенок уникален.
Кроме возраста, уникальные темперамент и личность вашего ребенка могут влиять на то, за сколько времени он освоит знаки. Мы повторяем это снова и снова потому, что родители часто заостряют внимание на сроках, сравнивают своих малышей с другими детьми, забывая о волшебной уникальности личности своего ребенка, которая развивается по собственным временным законам.
Иногда просто невозможно точно определить, почему дети так по-разному усваивают знаки. Все, что мы можем сделать, это просто констатировать факт. Возьмем, к примеру, случай с Самантой и Робин. Обеим маленьким девочкам было по двенадцать месяцев, когда их родители стали знакомить их со знаками. Энергичная Саманта сразу заинтересовалась тем, что ей показывали, демонстрируя готовность к обучению. Через две недели она уже «нюхала» цветы в саду, показывая на них рукой, очень удивив свою мать. И с этого времени ее уже было не остановить. Через два месяца она уже свободно пользовалась больше чем двадцатью знаками и даже произносила несколько слов. Она стала самым способным четырнадцатимесячным ребенком в наших исследованиях. Опыт с Робин был другим, но тоже успешным. Двенадцатимесячная спокойная девочка предпочитала играть с игрушками, но всегда была готова улыбаться и от восторга поднимать вверх руки. Ее мать воспользовалась этими особенностями и выбрала для начала знаки, которые были бы ей удобны. Но первый знак Робин освоила не через две недели, как Саманта, а только через два месяца. Помог случай. Был день Благодарения, и в центре стола стоял большой красивый букет. Когда вся семья расселась и Робин увидела букет, она посмотрела на мать и стала «нюхать» цветы. Лицо дочери при этом сияло от радости. Через три недели она освоила еще пятнадцать знаков. И продолжала дальше. Она успешно пользовалась тридцатью пятью знаками к моменту, когда в восемнадцать месяцев произнесла первые слова. Мать Робин была вознаграждена за свое терпение.
Невозможно установить точно, почему эти две одинаковые по возрасту девочки так по-разному развивались. Очень много факторов влияет на способность детей пользоваться знаками. Наш совет — наблюдать за поведением, следить, не появились ли признаки готовности к восприятию знаков, начинать с самых простых, описан-ных в третьей главе, запастись терпением и действовать последовательно. Если вы прислушаетесь к этому совету, вы в любом случае дадите ребенку пищу для размышлений, и не важно, как долго дети будут при этом осваивать сами знаки.

Сделайте обучение легким и веселым
Вы можете сделать так, что обучение вашего ребенка станет легким и приятным. Многие рассказывали нам, как все вместе с удовольствием рассматривали книжки с картинками, распевали детские песенки, играли — превращали эти занятия в веселый отдых и развлечение для всей семьи.

Пользуйтесь книгами
Чтение книжек с картинками дает много возможностей для знакомства и разучивания знаков. Дети любят листать книги и рассказывать родителям, что они видят на страницах. Вы быстро обнаружите, сколько здесь заложено возможностей для разучивания новых знаков. В книжках с алфавитом, как правило, на каждую букву дается картинка, которой соответствует знак. Например, А — автобус, Б — бабочка и так далее. Если нет знака, вы можете его придумать сами. Есть специальные книги для обучения знакам. А также множество чудесных детских книг с прекрасными иллюстрациями, в которых вы наверняка найдете много возможностей для использования знаков. У детей могут быть любимые книги, которые помогут вам быстрее научить их. Само чтение вместе с ребенком может превратиться в увлекательный обмен знаками между вами.

Пользуйтесь песнями, стихами и играми
Детские песенки, стишки и игры — чудесное добавление к занятиям. Вы можете разучить с ребенком детский знак «паук» (двигать растопыренными пальцами), распевая песенку. А затем использовать его, показывая настоящих пауков, нарисованных, брошки в форме пауков и так далее. Главное, чтобы ребенок понял, что значит этот знак. Можете сами сочинить маленький стишок для какого-нибудь знака. Например:

Крокодил, крокодил ущипнул тебя за нос,
Крокодил, крокодил ущипнул тебя за палец,
Крокодил, крокодил плавает, купается,
Крокодил, крокодил сам нырнул на дно.

При этом вы делаете руками знак «крокодил» (открывать и закрывать сложенные ладошки, имитируя пасть), изображая все, о чем говорится в стишке. Песенки, стишки и игры очень нравятся детям. Их можно повторять с ними много раз. Это превращает занятие в веселую игру, хотя при этом очень хорошо запоминаются знаки и слова.

Включайте детские теле- или видеопрограммы
Конечно, смотреть телевизор не очень полезно для малышей. Но есть специальные короткие детские программы, где показывают яркие мультфильмы, передачи про животных, где звучит веселая музыка. Дети очень любят их смотреть. Используйте этот веселый материал для расширения кругозора вашего ребенка. В таких программах они увидят многое из того, что вы показываете им знаками.

Сделайте занятия делом всей семьи
Вовлекайте в это занятие всех членов семьи. Старшим братьям и сестрам нравится учить малышей новым знакам и читать деткам книжки, используя их. Это превращается в веселую игру. В одной семье шестилетняя дочь нарисовала много ярких картинок для своего маленького брата, чтобы ему было легче учить по ним знаки «цветы», «обезьянка», «рыба», «черепаха» и «птичка». Ее творения были развешены по всей квартире, а один рисунок был даже отпечатан на свитере. Ей очень нравилось показывать на него и делать знак для брата. И можете представить, как она была горда, когда он стал показывать именно этот знак первым! Занятия вместе со старшими детьми предотвращают их ревность по отношению к малышам и родителям. Семья становится дружной, что положительно влияет на атмосферу в доме.
Бабушки и дедушки тоже с радостью принимают участие в обучении. Они с гордостью демонстрируют своим друзьям своих умных внуков, которые умеют «говорить» без слов. Как только они узнают, что знаки помогают детям научиться быстрее говорить, они становятся прекрасными наставниками. Ведь не секрет, что у них больше терпения и они знают куда больше детских песенок, стишков и игр, в которых можно использовать знаки. Воспоминания о том, как дедушка катал его на ноге, делая «лошадку», а бабушка все время показывала, какой он стал «большой», станут лучшими у ребенка.


© 2002 by Linda Acredolo and Susan Goodwyn
Перевод с английского Д.М. Курмангалиева по изданию: Baby signs (How to talk with your baby before your baby can talk by Linda Acredolo, Ph.D., and Susan Goodwyn, Ph.D., with Doug Abrams. — USA% "Contemporary books", 2002.
Сайт управляется системой uCoz