С чего начинать — 10 шагов к успеху

Мы говорили, что все знаки не сложнее, чем «помахать ручкой на прощание», потому, что методика обучения одинакова. Вы показываете знак и говорите слово, — и повторяете это достаточно часто — при любом удобном случае. Но многие родители просят подробных указаний своих действий шаг за шагом. Мы предлагаем следующие десять шагов, чтобы помочь вам.

1. Начинайте с малого
Начинайте с малого количества знаков. Причина этого-в вас, а не в ваших детях. Мы обнаружили, что родителям требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к самой идее использовать знаки вместо слов. Пока вы не начнете автоматически показывать знаки при каждом удобном случае и не попробуете выучить сразу много знаков, вы будете ошибаться и запутаете своего ребенка. Если это делать постепенно, вы сами оцените свои возможности и будете прибавлять новые по мере необходимости. И, если при этом учитывать интересы ребенка, чем проще эти знаки будут, тем лучше. Точно так же, как глухие дети поступают, когда находятся в обществе взрослых людей, которые общаются с помощью языка жестов для глухонемых, точно так же и малыши, которые пользуются знаками, выбирают и осваивают те из них, которые им понятны и удобны для выполнения.
2. Делая знак, всегда произносите слово
Так как знаки — мостик к умению говорить, всегда произносите слово, делая знак. Соединение знака и слова усиливает воздействие того и другого. Если ребенок видит знак и слышит при этом слово, у него есть возможность выбора. Некоторые слова произносить легче, чем другие. В таком случае малыш может выбрать слово с самого начала. В ином — сначала выучит знак. Вы предлагаете ему два пути. В любом случае, даже если ваш ребенок пользуется только знаками, он учится понимать, что вы ему говорите, и получает представление, как звучит это слово.
3. Повторяйте знак и слово несколько раз
Повторение — мать учения. Чем чаще ребенок видит знак, тем легче ему его выучить. Старайтесь повторять несколько раз подряд. Когда взрослые разговаривают с детьми, они должны часто повторять слова. Например, когда вы показываете ребенку птичку на дереве, вы можете повторить несколько раз: «Вон птичка! Видишь маленькую птичку? Видишь птичку на дереве?» Такие повторения акцентируют внимание ребенка на то слово, которое следует запомнить. Поступайте так же, уча знаки. В той же ситуации, произнося слово, делайте знак. Скоро ваш ребенок осознает связь между словом, знаком и объектом. И постепенно научится или говорить, или показывать, понимая значение и способ выражения.
4. Показывайте, когда это возможно
Если жест, которому вы учите ребенка, обозначает объект, на который можно показать рукой, делайте это, когда произносите слово и показываете знак. И поступайте так каждый раз. Это закрепит представление ребенка о предмете, потому что, скорее всего, вы уже называли ребенку это понятие, не показывая знака и не называя. Помните, что на самом деле ваш ребенок должен установить трехстороннюю связь: 1) между знаком и предметом; 2) между словом и предметом; 3) между словом и знаком. Если вы при этом показываете ребенку на предмет, сделать все это ему будет гораздо легче.
5. Если нужно, аккуратно руководите рукой ребенка
Когда вы видите, что можете помочь своему ребенку, помимо простого показа знака, можете мягко управлять рукой ребенка, чтобы помочь ему усвоить нужное движение. Вы, наверное, на своем опыте убеждались, как было полезно, когда вам помогали правильно держать теннисную ракетку в руке или правильно направлять при подаче клюшку для гольфа. И как после такой помощи вам легче было делать это самостоятельно. Дети ничем не отличаются от вас. Фактически, так как у них нет никакого опыта, они быстрее заучивают правильное движение, если вы им хорошо помогаете. Но помните, что малыши часто хотят быть самостоятельными. Некоторые любят помощь, а другие предпочитают все делать сами. Внимательно присматривайтесь, прежде чем помогать. Всегда лучше прислушаться к тому, что хочет ваш ребенок.
6. Учите знаки в течение всего дня
Как мы уже упоминали, степень владения знаками — естественный показатель того, как вы умеете сотрудничать с вашим ребенком. Лучшим способом научить детей пользоваться знаками и помочь их запомнить является постоянное использование в повседневных делах — при переодевании, во время еды, во время купания и укладывания спать. Всегда обращайтесь к ребенку с помощью жестов.
Есть много способов напомнить вам и вашему ребенку о знаках. Здесь мы приведем несколько примеров. Поставьте картинку с собачкой на столик для переодевания. Выберите книгу про собак, когда будете укладывать ребенка спать в этот день. Возьмите тарелку и стаканчик с птичками или цветами. Запустите игрушечных рыбок в ванну, когда будете купаться. Прикрепите к холодильнику фигурки рыб с магнитиками, чтобы показывать их малышу, когда кормите его. Купите крекеры в форме рыбок. Когда они будут съедены, спросите, не хочет ли он еще? Всегда делайте знак и произносите слово, когда берете что-либо в руки, комментируйте свои действия. При этом хороши все способы, которые помогут вашему ребенку чаще видеть знаки и слышать слова. Занявшись игрушками или картинками, находите интересные способы использовать их повторно — прячьте куда-нибудь и т.п.
Пользуйтесь знаками на улице. Показывайте и называйте птичек в парке, цветы на клумбах, игрушечных зверей в магазине, золотых рыбок в аквариуме в поликлинике. Вы сами удивитесь, сколько у вас в повседневной жизни появится естественных возможностей.
7. Ищите возможность объяснить, что многообразие предметов выражается одним знаком
Слово имеет обобщающее значение. Собака может быть и живой, и игрушечной, и изображенной на картинке. Чтобы соотнести слово и знак, ребенку надо объединил«все эти разные на вид объекты в одно понятие. Надо понять, что знак относится к целому классу в чем-то похожих вещей или существ. Если вы будете использовать знак «собака» для разновидностей, которые будут вам встречаться, ребенок быстро разберется, что этот жест один для всех — живых, игрушечных, нарисованных, — а не только для вашего домашнего любимца. Пользуйтесь знаком «еще», спрашивая ребенка, хочет ли он добавки каши или сока, хочет ли он, чтобы вы продолжали читать ему еще. Используйте знак «все закончилось», когда он все вылил из бутылочки, когда пропадает из вида самолет, и даже когда из ванной уходит вся вода.
Повторяя одни и те же знаки в разных значениях, вы учите ребенка тому, что, как и слова, знаки выражают класс предметов. Другими словами, он получит представление об этом предмете или понятии. А такие противопоставления, как «собакъ» и «кошка», «горячо» или «холодно», «вверх» или «вниз», являются строительным материалом для развития детского мышления. Фокусируя внимание на многообразии вещей и понятий в окружающем мире, знаки ускоряют этот процесс.
8. Будьте гибкими и следите за движениями своего ребенка
Знаки, которые вы найдете в этой книге, а также в словаре, который составлен по читательским письмам, не обязательно должны быть выучены именно в таком виде. Нет правильных или неправильных знаков. Вы можете выбирать из них те, которые больше подходят вам и вашему ребенку.
Когда вы придумываете собственные знаки, используйте самые простые движения. Думайте при этом о том, чтобы ребенку было легко их повторить. Сделать круговые движения — знак «мяч», сгибать или разгибать палец -«гусеница» — детям легко. Понаблюдайте за вашим ребенком, чтобы понять, что он уже умеет делать, и на основе этого придумывайте новые знаки. Помните, что вы всегда можете изменить знак, если движение слишком трудно дается вашему ребенку или не нравится ему.
 В одной семье облегчили выполнение знака «котенок». Обычно его делают двумя руками, растопыривая пальцы и проводя ими по щекам, как бы рисуя усы котенка. Но родители заметили, что Джереми трудно скоординировать обе руки, поэтому они изменили это на движение одного пальца вдоль щеки. Очень скоро мальчик освоил знак и стал показывать всех кошек, которых видел вокруг — у соседей, по телевизору, в книжках и даже на коробках с кормом для животных в магазине.
Чтобы почувствовать, какова координация рук маленького ребенка, попытайтесь есть суп, надев рукавицу — прихватку на руку. Хотя детям нравится действовать руками, пальцами, учиться управлять ими малышу приходится постепенно в первые три года жизни. Эти трудности учитывались в предложенных жестах, основанных на моторных движениях.
Повышенное внимание к движениям своего ребенка дает возможность для придумывания новых знаков. Если дети замечают ваш интерес, они обязательно придумывают что-то новое при первой же возможности. На самом деле все малыши пытаются общаться с помощью своих собственных знаков, даже если родители никогда не слышали об этом. Проблема в том, что некоторые родители так сосредоточены на речи, что просто этого не замечают. Это приводит к непониманию между детьми и родителями.
9. Будьте терпеливыми
Чем раньше по возрасту вы начинаете учить ребенка знакам, тем дольше вам придется ждать результатов. Мы еще раз хотим напомнить, что каждый ребенок овладевает ими с разной скоростью (см. далее: «Различия между детьми»). Может пройти месяц или больше, прежде чем ребенок начнет пользоваться новым знаком. Но столь долгое ожидание вознаграждается таким интересным общением, что стоит потерпеть. На то, чтобы научиться ходить или говорить, ребенку требуется время. Дети должны тренироваться снова и снова, чтобы научиться чему-то новому и приобрести должный навык. То, что ребенок не отвечает вам сразу только что показанными ему знаками, не означает, что он к этому не способен. Дети учатся говорить в разном возрасте. И точно так же дело обстоит со знаками. Есть дети, которые молчат дольше своих ровесников, а потом начинают говорить сразу предложениями. Но вы ведь не прекращаете их учить говорить, когда они молчат. Точно так же поступайте и с теми, кто долго осваивает детские знаки. Имейте терпение.
Если это работает, значит, правильно
Вопрос:
Мой ребенок использует свой знак «еще», тогда как я учу его совсем другому. Я показываю пальцем в ладонь другой руки, а он постукивает сжатыми кулачками. И я не могу добиться никакого прогресса. Что мне делать?
Ответ:
Многие родители жалуются на такие же трудности. Наш совет — позвольте детям делать то, что они хотят. Помните, что цель в том, чтобы вы смогли понять друг друга, а не в том, чтобы научить его определенным движениям.
Одна мать рассказала нам о своем сыне Оши, который делал знак «котенок», просто поднося все пальцы ко рту, вместо того, чтобы проводить двумя пальцами по щеке, изображая усы, как она его учила. Ее сын только частично повторял движение, но это не значит, что она не понимала его. Какая разница, «как говорит» ребенок, — главное, «что он говорит».
Если ваш ребенок лишь приблизительно повторяет то, что вы ему показывали, все в порядке. Обращайте внимание на то, что он хочет вам сказать, и покажите ему, что вы поняли и оценили его усилие. На самом деле не важно, как ваш ребенок делает знак. Если вы знаете, что он хочет вам этим «сказать», значит, знак работает.
10. Помните: обучение должно приносить радость
Старайтесь поддерживать, вдохновлять и поощрять вашего ребенка, когда занимаетесь с ним. Искренняя улыбка и похвала: «Умница, правильно!», превратят ваши занятия в радость для вас обоих. Помните, что дети очень чутко улавливают ваши настроения, и если почувствуют ваше разочарование или раздражение, могут надолго прекратить свои попытки из страха расстроить вас. Поэтому будьте внимательны — следите за собой и ребенком, и при первых же попытках повторить ваши движения, пусть даже не удачных, хвалите и поощряйте малыша. Тогда вскоре с вами рядом будет веселый и уверенный в себе «собеседник». Чем с большим энтузиазмом вы будете его учить, тем больше получите в ответ.
 


© 2002 by Linda Acredolo and Susan Goodwyn
Перевод с английского Д.М. Курмангалиева по изданию: Baby signs (How to talk with your baby before your baby can talk by Linda Acredolo, Ph.D., and Susan Goodwyn, Ph.D., with Doug Abrams. — USA% "Contemporary books", 2002.
Сайт управляется системой uCoz